Сформировать обращение

Комментарии Дмитрия Мусина, руководителя Управления Росохранкультуры по ПФО и Андрея Пономарева, Прокурора Нижегородского района о соблюдении законодательства в сфере охраны памятников

28 декабря 2005 года

Сегодня, 28 декабря, в Прокуратуре Нижегородского района состоялся брифинг по поводу   координационного совещания правоохранительных органов при Прокуроре Нижегородского района. Темой стал вопрос соблюдения законодательства в сфере охраны памятников и иных объектов историко-культурного наследия, взятых под охрану государства. В брифинге приняли участие - прокурор Нижегородского района Андрея Пономарева и руководителя Управления Росохранкультуры по ПФО Дмитрия Мусина.
 
    Комментарии участников брифинга.
 
Андрей Пономарев, прокурор Нижегородского района:
 
-Анализ состояния памятников вызвал у нас определенную тревогу. На сегодняшний день у нас есть четыре факта уничтожения путем сноса объектов культурного наследия. Все факты были взяты под пристальный контроль Прокуратуры. По трем фактам возбуждены уголовные дела, по одному проводится проверка в настоящее время. Я напомню, что были уничтожены такие объекты историко-культурного значения, как памятники - Дом Даилидовой, Дом Ильиной, группа домов, которые представляют собой историко-культурный ансамбль на Б. Покровской - 62, 64, 66. Следует отметить , что по уголовному делу по факту уничтожения Дома Даилидовой, Прокуратурой Нижегородского района предъявлено обвинение по ст. 330 , ч.1 "Самоуправство", по ст.243, ч.1 "Уничтожение памятника" - ООО "Нижегородский дом и К". Планируется направить данное уголовное дело в Нижегородский районный суд для рассмотрения. Ситуация выглядит таким образом, что сегодня необходимо будет принять меры, направленные на пресечение уничтожения памятников. Эту цель мы ставим на обсуждении нашего координационного совещания. Одновременно с этим планируется выработать механизм взаимодействия правоохранительных органов, чтобы впредь предупреждать подобные проявления незаконной деятельности.
  Дмитрий Мусин, руководитель Управления Росохранкультуры по ПФО: 
- В свою очередь наш анализ показывает, что причинами подобных действий со стороны инвесторов и застройщиков является, прежде всего, незнание Федерального Закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" от 25.06.2002г. № 73-ФЗ. Я готов озвучить, что застройщики не обязаны знать все законы. Их должны проинформировать   в момент, когда они получают на начальном этапе строительства    разрешительную документацию. К сожалению, сейчас происходит таким образом, что органы, выдающие разрешение на право застройки и выделение земельных участков, не информируют застройщиков о том, что в этих районах могут быть наложены некие дополнительные ограничения. Это, прежде всего, говорит о том, что на уровне города отсутствует соответствующая нормативная база. Сейчас в проекте разработки находится несколько документов, но и они не предусматривают сохранение объектов культурного наследия. Я выражаю надежду, что обсуждение сегодня позволит нам прийти к некоему общему знаменателю. Я очень благодарен Андрею Анатольевичу, что Прокуратура откликнулась на серьезность проблемы. Думаю, что те уголовные дела, которые уже возбуждены, дадут нам основания надеяться, что эта тенденция будет прекращена уже в ближайшее время. 
 
Вопросы:
 
- Какова цель сегодняшнего совещания правоохранительных органов?
 
А. Пономарев: - Мне думается, что по итогам совещания будет сформирована рабочая группа, в которую войдут сотрудники правоохранительных органов, контролирующих органов, органов местного самоуправления и Прокуратура. Мы должны взять под строгий контроль все строительные площадки, которые сегодня организованы на территории памятников истории и культуры и в границах охранных зон. Мы должны своевременно реагировать на факты и взаимодействовать комплексно. Среди предпринимаемых мер: применение законов административного и уголовного принуждения, решение вопросов приостановления действия лицензии и другие.
 
- Главным зданием деревянной слободки на ул. Горького является Музей нижегородской интеллигенции (дом сестер Невзоровых). Он имеет охранный статус, так как находится в охранной зоне. Будет ли снят охранный статус с этого объекта культурного наследия? 
 
 Д. Мусин: - Практика показывает, что снять охранные обязательства практически невозможно. Эта процедура происходит через согласование с министерством культуры РФ. Более того, снятие охранного статуса утверждается Правительством Российской Федерации. Даже по снесенным памятникам мы не можем снять охранные обязательства по факту. - Практика показывает, что снять охранные обязательства практически невозможно. Эта процедура происходит через согласование с министерством культуры РФ. Более того, снятие охранного статуса утверждается Правительством Российской Федерации. Даже по снесенным памятникам мы не можем снять охранные обязательства по факту.
 
 Если говорить о сносах - это уже уголовные дела, их рассматривает Прокуратура. Что касается административных правонарушений, то вчера Управлением рассматривалось четыре дела, и были вынесены постановления о наложении штрафа на сумму 20-25 тысяч рублей каждому. Места и застройщики все известны на территории охранной зоны - Нижегородского кремля, поэтому не буду их называть.   На самом деле, это промежуточная мера. У нас есть полномочия совместно с Прокуратурой выносить предупреждения и предписания о приостановке работ. Это, конечно, не остановит строительство, однако, мы надеемся, что заставит застройщиков и заказчиков строительства представить на согласование проектную документацию. Как максимум, мы оставляем за собой право продолжать воздействовать   в юридическом порядке на нерадивых застройщиков.
- А как же интересы жителей?
 
- Застройщики поддерживают интересы органов власти, которые, по всей видимости,     им говорили, что в Управление Росохранкультуры идти не надо. Надеюсь, что    теперь они будут просто констатировать, что   есть такая служба, где застройщикам необходимо пройти согласование проекта. Это станет хорошим уроком для всех застройщиков, которые будут понимать, что существуют зоны особого регулирования застройки. Если применять статью закона прямого действия, то согласно этой статье там строить совсем нельзя. Можно применить меры, направленные на регенерацию историко-культурной среды. В законе прописаны нормы. И понятно, что если на пл. Минина возвести "свечку" в 22 этажа из стекла и бетона, то вписываться она вряд ли будет. Наши специалисты это контролируют.
 
- Особняк Рукавишникова разрушается на глазах. Это вызывает интерес правоохранительных органов? Какие превентивные меры применяют органы правопорядка?
 
А. Пономарев: - Есть такая мера как предупреждение. Мы предупреждаем застройщика, что необходимо соблюдать законодательство, и в то же время мы даем поручение контролирующему органу начать проверку. Мы возьмем себе на заметку.
Д. Мусин: - Я бы разделил вопрос на два: по ремонтно-реставрационным работам музея и по факту строительства на территории музея Рукавишникова. По этому вопросу у нас было вчера разбирательство с застройщиками. Они должны понимать меру ответственности, когда ведут строительство рядом с памятником такого масштаба. Там должна соблюдаться определенная противооползневая технология. Данное строительство по соседству с памятником требует необходимости проведения экспертизы, которая стоит довольно дорого. 

Последнее изменение: 28.12.2005